Комитет
Госдумы по финансовому рынку на заседании в среду рекомендовал нижней палате
парламента принять в первом чтении законопроект об ужесточении требований к
переводу электронных денег.
Законопроект
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации (в части ужесточения требований к переводу электронных денежных
средств)" в составе "антитеррористического" пакета внесли в
Госдуму депутаты Ирина Яровая, Олег Денисенко, Игорь Лебедев, Леонид Левин,
Андрей Луговой, Шамсаил Саралиев, Надежда Шайденко, Магомед Селимханов,
Александр Сидякин, Магомед Вахаев, Адам Делимханов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ АВТОРОВ
В
частности, законопроект предлагает установить, что общая сумма средств,
переводимых с помощью неперсонифицированного электронного средства платежа, не
сможет превышать 1 тыс. рублей в течение одного календарного дня (в случае
использования предоплаченной карты - 3 тыс. рублей в течение одного
календарного дня) и 15 тыс. рублей в течение календарного месяца.
Планируется
также внести ограничение по остатку электронных денежных средств на аккаунте
неперсонифицированного лица - в любой момент остаток не должен превышать 5 тыс.
рублей. Кроме того, предлагается полностью исключить использование анонимных
электронных средств платежа при трансграничных денежных переводах в случае
непроведения оператором электронных денежных средств идентификации
клиента-физлица, а также в случае проведения оператором идентификации клиента-физлица,
если отсутствует полная информация об отправителе и получателе.
При
этом предлагается, чтобы перечень реквизитов трансграничного перевода денежных
средств устанавливался Банком России.
Кроме
того, предлагается запретить использование анонимных электронных средств
платежа в виде электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а
также иных технических устройств, выданных за пределами РФ либо иностранными
финансовыми организациями.
В
"антиотмывочный" закон также вносятся изменения, согласно которым
операции по переводу электронных денежных средств будут подлежать обязательному
контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 100 тыс.
рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. рублей,
или превышает ее.
Планируется,
что Госдума рассмотрит законопроект в первом чтении на заседании 28 февраля.
ЗАМЕЧАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Как
сообщил на заседании глава департамента финансовой политики Минфина РФ Сергей
Барсуков, правительство в проекте своего отзыва, который вскоре будет направлен
в Госдуму, поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе
с тем для минимизации озвученных разработчиками законопроекта рисков
предлагается не снижать предельные лимиты использования неперсонифицированных
ЭСП, а ввести запрет на перечисление электронных денег с помощью
неперсонифицированного электронного средства в случае, если получатель
указанных средств не идентифицирован.
Данная
норма позволит получить представление о целях переводов электронных денег
получателем исходя из установленного характера их деятельности, поскольку в
отношении них проведена идентификация в соответствии с требованиями
"антиотмывочного" закона, а также сохранит потенциал услуг по
переводу электронных денег для развития безналичных расчетов.
Также
возможно включение в закон закрытого перечня социально значимых платежей,
которые можно осуществлять с помощью неперсонифицированных электронных средств
платежа в сумме от 15 тыс. рублей до 30 тыс. рублей в месяц.
В
целях сокращения доли неперсонифицированных электронных средств платежа
предлагается предусмотреть в законопроекте включение в
"антиотмывочный" закон института упрощенной идентификации
клиентов-физлиц, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, а
также института верификации, подразумевающего осуществление в соответствии с
установленным законом требованием проверки подлинности сведений, полученных при
упрощенной идентификации с использованием источников и способов, не запрещенных
законодательством РФ.
Требует
дополнительного изучения положение о запрете в отношении использования
плательщиком либо получателем неперсонифицированных электронных средств платежа
в виде электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также
иных технических устройств, выданных за пределами РФ либо иностранной
финансовой организацией. Это может повлечь невозможность обслуживания на
территории РФ всех предоплаченных карт, выданных иностранными эмитентами,
отмечает правительство.
Предлагаемые
законопроектом нормы об обязательном контроле за расходованием денежных средств
и иного имущества, полученных некоммерческой организацией от иностранных
государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц
без гражданства, необходимо детализировать. В частности, надо определить термин
"расходование денежных средств и иного имущества".
ДУМСКИЙ КОМИТЕТ НЕ ПРОТИВ, НО
ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ
В
заключении комитета Госдумы говорится, что к документу все же имеются
существенные замечания.
Комитет
считает необходимым при доработке и подготовке указанного законопроекта к
рассмотрению во втором чтении предусмотреть механизмы упрощенной идентификации
клиентов-физических лиц при использовании ими ЭСП, в том числе в удаленном
доступе, а также рассмотреть возможность отмены лимитов по операциям физлиц при
оплате товаров, работ, услуг с использованием ЭСП.
В
заключении говорится, что рынок электронных платежей получает все большее
развитие на всей территории РФ. Объем переводов, совершенных с использованием
электронных средств платежа, в 2013 году составил примерно 246 млрд рублей. В
настоящее время общее количество используемых ЭСП составляет около 300 млн, из
них, по данным Банка России, 96,9% являются неперсонифицированными, отмечают
депутаты.
По
статистике, приведенной участниками рынка, более 60% платежей превышают порог в
1 тыс. рублей, говорится в заключении. И еще больший процент платежей
превосходит этот порог в случае совершения двух и более транзакций в день. При
этом необходимо учитывать тот факт, что к платежам, превышающим в среднем 1
тыс. рублей, относится оплата таких социально значимых услуг, как ЖКХ, услуги
связи, билеты, путевки, госуслуги, финансовые услуги, погашение кредитов,
налогов, штрафов.
Таким
образом, представляется, что предлагаемые законопроектом изменения могут
негативно отразиться на доступе различных категорий граждан к финансовым
услугам и привести к значительному росту доли наличных денежных расчетов в
экономике.
Комитет,
как и правительство, отмечает, что запрет на использование ЭСП, выданных за
рубежом, требует дополнительной проработки. Прежде всего комитет отмечает, что
практика использования неперсонифицированных ЭСП в иностранных государствах в
подавляющем большинстве случаев предусматривает при выдаче необходимость
идентификации клиента тем или иным способом в зависимости от продукта и
технологии (посредством документов, удостоверяющих личность, дистанционной
идентификации, использования средств связи и так далее). Таким образом,
несмотря на сходство правовой модели использования неперсонифицированных ЭСП за
рубежом и в России, иностранные платежные инструменты по своей сути не являются
анонимными.
Кроме
того, значительный рост популярности использования неперсонифицированных ЭСП в
мире обусловлен более высокой степенью безопасности совершения платежей, в том
числе через Интернет, в связи с отсутствием необходимости ввода
конфиденциальных данных и наличия лимитов, что защищает плательщиков от
потенциальных мошеннических действий со стороны третьих лиц, отмечают члены
комитета.
Таким
образом, конструируемая законопроектом норма может привести к невозможности
обслуживания неперсонифицированных предоплаченных карт, выданных иностранными
кредитными организациями, что будет противоречить общеприменимой международной
практике и приведет к затруднению использования ЭСП большим количеством
иностранных граждан, посещающих РФ в туристических и иных целях.
Также
представляется недостаточно проработанными положения законопроекта, касающиеся
введения требований по проведению обязательного контроля со стороны кредитных
организаций расходования отдельными лицами полученных денежных средств,
поскольку не определены механизмы такого контроля, говорится в заключении.
Члены
комитета отмечают, что установленные законом об НПС ограничения, применяемые
для неперсонифицированных ЭСП, признаны экспертами ФАТФ одними из наиболее
эффективных, в связи с чем осенью 2013 года РФ переведена на самый мягкий
двухгодичный режим мониторинга.
Также
следует учитывать, что в соответствии с руководством ФАТФ по применению
риск-ориентированного подхода разрабатываемые в стране законодательные нормы в
целях борьбы с противоправными действиями не должны препятствовать
последовательному формированию рынка и потенциала услуг по переводу электронных
денег. Более того, развитие систем безналичных расчетов является приоритетным
направлением развития как международной экономики в целом, так и российской в
частности, повышение доступности финансовых услуг является одним из
приоритетных направлений государственной политики в рамках обязательств РФ,
принятых в 2010 году на саммите G20.
Исходя
из изложенного, комитет считает необходимым разработать принципиально иные
механизмы снижения рисков использования неперсонифицированных средств платежа с
целью легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма.
При
реализации цели законопроекта по снижению рисков использования анонимных ЭСП
одновременно должны сохраняться возможности для развития безналичных расчетов и
обеспечиваться доступность финансовых услуг в РФ, считают члены комитета.