Более 40% граждан РФ не знают о существовании портала госуслуг - исследование

30-09-2013Источник:

            Около 41% граждан России не знают о существовании портала госуслуг (gosuslugi.ru), следует из материалов исследования "Электронное правительство и электронная демократия в РФ: текущее состояние и перспективы", организованного ВЦИОМ, SAP СНГ и НИИ "Восход". Приблизительно столько же граждан что-то слышали об этом портале и только 17% хорошо о нем знают.

            Портал госуслуг считается одним из основных элементов электронного правительства (ЭП) и электронной демократии (ЭД).

            "У населения большой запрос на сервисы электронного правительства и электронной демократии, - заявил журналистам в Москве первый заместитель руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. - За развитие механизмов ЭП высказались 79% респондентов, а ЭД - 80%".

            По словам заместителя гендиректора SAP СНГ Дмитрия Красюкова, к настоящему времени в России на проекты (федеральный и региональные - ИФ) электронного правительства затрачено около 8 млрд рублей. При этом госуслуги предоставляют 85 министерств и ведомств (на портале gosuslugi.ru доступно более 400 конкретных сервисов), а также все субъекты РФ.

            Как сообщалось, проект электронного правительства предусматривает, что к 2015 году 90% граждан РФ должны иметь доступ к госуслугам по принципу "одного окна" по месту пребывания. Кроме того, к 2018 году госуслугами в электронной форме должны пользоваться не менее 70% граждан, а уровень их удовлетворенности предоставляемыми госуслугами не должен быть меньше 90%.

            Исследование показало, что у граждан РФ довольно расплывчатые представления об ЭП и ЭД. Так, только 52% респондентов определили ЭП как способ предоставления населению госуслуг через интернет. Остальные считают электронным правительством видеотрансляции правительственных мероприятий в интернете (17%), компьютеризацию госорганов (16%), либо вообще затрудняются определить, что это такое (13%).

            Около 41% респондентов назвали электронной демократией право высказывать свои интересы и политические взгляды в интернете, 6% - интернет-сайты демократических партий и движений, 13% - механизм избрания всех органов власти путем голосования в интернете. Только 25% опрошенных посчитали ЭД формой взаимодействия граждан, властей, общественных и коммерческих организаций через интернет.

            Также исследование показало довольно низкую восстребованость механизмов ЭП и ЭД. Так, 79% респондентов заявили, что никак не используют имеющиеся сервисы электронной демократии. Остальные участвовали в опросах или голосованиях (11%), направляли в электронном виде коллективные обращения (8%), участвовали в обсуждении законодательных инициатив (4%).

            Проинтервьюированные в ходе исследования эксперты (представители органов власти, имеющие отношения к продвижению ЭП и ЭД) назвали более 10 основных проблем, тормозящих развитие в России механизмов ЭП и ЭД. Среди них были названы незнание населением возможностей и технологий ЭП и ЭД, ограниченность ассортимента доступных госуслуг, отсутствие инфраструктуры для оказания госуслуг (прежде всего многофункциональных центров), недостаточный уровень информатизации органов власти и компьютерной грамотности чиновников, несогласованность работы ведомств на федеральном уровне, недостаточная юридическая значимость электронной формы документов.

            "Все эксперты единодушно отметили проблему отсутствия единой системы развития (ЭП и ЭД), вследствие чего появляется горомоздкость программного обеспечения для межведомственного взаимодействия, - отмечается в исследовании. - Отсутствие единых правил и регламента, описывающих технологическую структуру в масштабах страны, приводит к тому, что каждый субъект развивает ее на свое усмотрение".

            К первоочередным задачам по устранению названных проблем, а также по развитию проектов ЭП и ЭД эксперты отнесли обеспечение возможности любой госуслуги в электронном виде, увеличение юридически значимого документооборота в общем объеме электронных услуг, развитие электронного нотариата, интеграция государственной электронной почты, систем электронных и мобильных платежей в систему предоставления госуслуг.

            Работы по проекту электронного правительства были начаты в 2009 году. Тогда ОАО "Ростелеком" было назначено единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства. В начале этого года Минкомсвязи не стало заключать с компанией новый годовой контракт, подписав лишь соглашение на четыре месяца, но в августе все-таки подписало контракт сроком до конца года.

            Также Минкомсвязи предложило поручить ФГУП "Почта России" предоставление госуслуг в электронном виде вне портала gosuslugi.ru, созданного "Ростелекомом". Для этого министерство задумало создать еще один портал - комплексных услуг, разработчиком и оператором которого должна стать "Почта России".

            По замыслу Минкомсвязи, через новый портал пользователи смогут получать не только госуслуги, предоставляемые сейчас на gosuslugi.ru и региональных порталах, но и услуги негосударственных организаций, госкорпорации "Росатом", а также организаций-поставщиков по государственному или муниципальному заказу.

            Кроме того, портал комплексных услуг должен обеспечивать возможность получения в электронной форме услуг, являющихся необходимыми и обязательными для получения госуслуг. Здесь речь идет о, например, санитарно-эпидемиологической экспертизе и обследовании, о государственной экспертизе проектной документации, выдаче судовых документов и др.

 

Архив