Закон предусматривает еще и четвертую, самую суровую кару за непогашенный штраф - лишение прав: "Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса". Прямо сейчас, с 9 мая, впрочем, применяться эта мера не будет, говорят в ГИБДД: еще не внесены изменения в КоАП. При этом власти пошли навстречу автомобилистам, вдвое увеличив допустимые сроки добровольной уплаты штрафов - с 30 до 60 дней. Кроме того, закон увеличивает и срок передачи постановления из ГИБДД в ведомство судебных приставов. Ранее эта процедура должна была занимать не более трех дней, но со вступления закона в силу она растянется на десять дней. При этом срок давности штрафов оставлен без изменений - 2 года. По мнению экспертов, новый закон в той части, которая касается увеличения сроков уплаты штрафов, окажется бесполезным: желающие оплатить квитанцию могут сделать это и за месяц. А предрекаемое лишение прав они расценивают как чересчур суровую меру, не соответствующую проступку, которая приведет к тому, что автомобилисты начнут массово переписывать свой транспорт на "бесправных" родственников.
"С моей точки зрения, продление срока сделано для каких-то совсем уж нерадивых автомобилистов. 30 дней - вполне достаточно, - заявил Autonews.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Скорее всего, тот, кто не заплатил в этот срок, не оплатит штраф и в последующие 30 суток. Что касается дополнительного наказания в виде лишения прав, то у нас и так более миллиона "лишенцев" образуется за год, и эта армия все пребывает". "Езда без прав становится совершенно обыденным явлением. Лишение прав - серьезное наказание, которое должно назначаться только за грубые нарушения ПДД. Заметьте, кстати, что законопроект приняли исподтишка. Я вот о нем ничего не знал, а ведь слежу за такими вещами. Это означает, что его не выносили на общественное обсуждение, не согласовывали с экспертами, хотя он, безусловно, затрагивает очень важные вещи. Такой законопроект я поддержать не могу", - отметил эксперт. С ним согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: "Кто хочет - тот платит за 30 суток. Нет, я могу представить себе, что кто-то за Полярным кругом лежит с инфарктом и не может оплатить штраф, потому что до ближайшего банкомата - тысячи километров. Но это редкость, согласитесь. А кто не хочет платить, тому и 10 лет мало. Потом, что касается увеличения срока передачи дела приставам - эти сроки и раньше не соблюдались, и сейчас не будут. Просто потому, что нет технических возможностей их соблюсти. Бесполезное нововведение".
"Что касается лишения прав, то я бы не стал сейчас поднимать этот вопрос. По крайней мере, до тех пор, пока система информирования граждан не начнет работать без ошибок и сбоев. На сегодня портал госуслуг и ГИБДД зачастую предоставляют неверную информацию. А суд ориентируется на базу данных. Часто получается так, что человек и не знает о том, что за ним числятся штрафы. Если за это станут лишать прав, то судить будут невиновных", - добавил он. Напомним, что проблема плохой собираемости штрафов была озвучена временно исполняющим обязанности губернатора Московской области Андреем Воробьевым на мартовской встрече с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения, в которой принимал участие Дмитрий Медведев. "За нарушения правил дорожного движения должно быть не только наказание, но и механизм взыскания этого штрафа. Мое предложение заключается в том, чтобы внимательно посмотреть и предусмотреть такой формат", - заявил врио губернатора, отметив, что каждый второй штраф в России остается неоплаченным.