Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области рассмотрело Ваш отзыв от 28.03.2023 и сообщает следующее.
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой X Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
В силу абз. 29 ст. 2 Закона о банкротстве финансовым управляющим признается арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.
В соответствии со ст. 213.9 Закона о банкротстве участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
Из п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве следует, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в т.ч. имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Пунктом 1 ст. 213.1 Закона о банкротстве установлено, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X Закона о банкротстве, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
Согласно п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления. Таким образом, названным пунктом установлен исчерпывающий перечень информации, которую финансовый управляющий имеет право получать от граждан, юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления. Предоставление иных сведений о гражданине, не поименованных в указанной статье, законодательством не предусмотрено.
В силу п. 10 ст. 213.9 Закона о банкротстве сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами, составляют налоговую тайну и разглашению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В ст. 213.9, а также п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве отсутствует указание на возможность финансового управляющего истребовать сведения, составляющие налоговую тайну, в частности, об открытых (закрытых) банковских счетах должника.
Органы Федеральной налоговой службы, относясь к органам государственной власти, прямо не указаны в ст. 213.9 Закона о банкротстве как источник сведений для финансовых управляющих, и данная норма закона на налоговые органы такую обязанность не возлагает. Также и НК РФ не относит финансовых управляющих к лицам, имеющим доступ к налоговой тайне.
Пунктом 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве установлен специальный порядок получения финансовым управляющим сведений о гражданине путем истребования их у гражданина-должника.
Гражданин обязан предоставить финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные сведения, имеющие отношение к делу о банкротстве, в течение 15 дней со дня получения требования об этом.
При неисполнении гражданином указанной обязанности Законом о банкротстве установлен специальный порядок получения финансовым управляющим сведений относительно гражданина через арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (абз. 2 п. 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве).
Согласно п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» целью положений п. 3 ст. 213.4, п. 6 ст. 213.5, п. 9 ст. 213.9, п. 2 ст. 213.13, п. 4 ст. 213.28, ст. 213.29 Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
Следовательно, обязанность совершить активные действия по передаче документации и имущества финансовому управляющему лежит именно на должнике.
Таким образом, предоставление органами государственной власти сведений без проведения мероприятий по истребованию таких сведений у самого должника, а также установления судом факта неисполнения такой обязанности должником не представляется возможным, не предусмотрено действующим законодательством и может повлечь освобождение граждан от обязательств в нарушение п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве.
На основании изложенного, для получения необходимых сведений финансовому управляющему, в случае неисполнения гражданином обязанности по предоставлению документов, необходимо обращаться в арбитражный суд в порядке абз. 2 п. 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве, ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с указанием на обязательное исполнение судебных актов налоговыми органами.